15 апреля - День экологических знаний

15 апреля - День экологических знаний

В истории страны и мира

Чтобы еще раз подчеркнуть важность всех сфер деятельности культурного мира, был учрежден специальный праздник – Международный день культуры, который отмечается во многих странах мира ежегодно 15 апреля. Он был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который стал известен в международно-правовой практике как Пакт Рериха. 
С инициативой отмечать дату подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году Международная лига защиты культуры, учрежденная за два года до этого Международным центром Рерихов. Это общественная организация, деятельность которой направлена на защиту и преумножение достижений культуры, искусства, науки, религии. Позже также вносились предложения об учреждении данного праздника, и он даже отмечался в ряде стран.

Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества. 
В России этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

В 1703 году тридцатитрехлетний Доменико Трезини подписал контракт о службе в России. Этот швейцарец итальянского происхождения стал истинной находкой для Петра Великого.
Проехав по северу Руси, чтобы понять быт и дух неведомого ему народа, Трезини год спустя появился на берегах Невы и стал первым архитектором Петербурга. Он блестяще реализовал все планы русского царя. Дебютом зодчего на новой родине стал форт Кроншлот, морские ворота северной столицы. Потом были Александро-Невская лавра, Петропавловский собор и новая, каменная, Петропавловская крепость, Летний дворец Петра в Летнем саду, Петровские ворота, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань и большое количество - увы! - не сохранившихся построек.

В 1834 году по высочайшему повелению был закрыт «Московский телеграф» – энциклопедический журнал, по некоторым мнениям «решительно лучший в России от начала журналистики», выходивший с 1825 года. 

Надо сказать, что в первые же годы существования «Московского телеграфа» против него завязалась ожесточенная борьба. Журналы крепостнического дворянства были возмущены новаторством нового журнала, его ниспровержением классических авторитетов.
Долгое время правительство сквозь пальцы смотрело на либерализм издания, однако критическая рецензия на напыщенную верноподданническую драму Нестора Кукольника из истории Смутного времени «Рука Всевышнего Отечество спасла» чашу терпения переполнила. Спектакль, получивший от журнала критику, вызвал горячее одобрение Николая I, и это было всем известно.

В 1874 году в Париже открылась первая выставка произведений художников-импрессионистов.
Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от французского impressэion - впечатление), который экспонировался как раз на той выставке. Критика встретила новую живопись грубыми насмешками и даже травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов многие приемы импрессионистов были подхвачены представителями академического и салонного искусства.
Эдгар Дега по этому поводу заметил: «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы». А когда импрессионизм окончательно вошел в моду, известную картину Дега «Танцовщицы, тренирующиеся у стойки» продали за 500 тысяч франков. Когда Дега узнал об этом, он сказал: «Художник, который написал это не обязательно слабоумный; но тот, кто заплатил за это 500 тысяч франков, самый настоящий идиот».

В 1927 году в возрасте всего пятидесяти девяти лет умер Гастон Леру который в это время заканчивал работу над своим 63 литературным детищем.

«Призрак в Парижской опере действительно существовал. Он не был, как долгое время считали, ни иллюзией певцов, ни суеверием директоров или плодом фантазии разгоряченных умов танцовщиц кордебалета, билетеров, гардеробщиков. Да, он существовал, причем во плоти и крови, хотя делал всё, чтобы его считали настоящим привидением…» Это строки из романа «Призрак оперы», обессмертившего имя французского писателя Гастона Леру. По роману Леру был снят фильм и поставлен одноименный мюзикл, который является одним из самых популярных в мире. Всего же на сегодняшний день экранизированы уже 27 произведений романиста.

В 1933 году в Ленинграде родился Борис Натанович Стругацкий. После окончания Ленинградского государственного университета по специальности «звездный астроном» в 1954 году он несколько лет работал в Пулковской обсерватории.
Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий создал в соавторстве со своим братом Аркадием. Они оба начали писать еще в школьные годы. В 1958 году вышли первые опубликованные произведения братьев «Извне» и «Спонтанный рефлекс», а через год увидела свет их дебютная книга - «Страна Багровых Туч».
Широкая известность пришла к Стругацким после публикации их первых научно-фантастических рассказов - «Шесть спичек» (1959), «Испытание «СКИБР»» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие. Большинство рассказов составило сборник «Шесть спичек» и положило начало многотомному циклу произведений. С середины 1960-х годов Борис Натанович становится профессиональным писателем.

Но Стругацкие пишут не просто фантастику, их произведения тех лет не укладываются в рамки традиционных жанров. Юмористическая повесть «Понедельник начинается в субботу» была продолжена «Сказкой о Тройке», в которой авторы высмеивают бюрократический казарменный социализм. Результаты цензуры не замедлили сказаться — многие произведения Стругацких не были допущены до публикации или сильно урезались. Зато их все больше издавали за рубежом.
Многие произведения Стругацких стали классикой отечественной и мировой научной фантастики. Среди них «Трудно быть богом» (1964), «Жук в муравейнике» (1980) и многие другие. В связи с «горбачевской оттепелью» положение изменилось, и в конце 1980-х годов тиражи книг Стругацких в СССР побили все рекорды, вышли не изданные ранее «Град обреченный», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», и новые «Волны гасят ветер», «Хромая судьба».

В 1941 году в селе Нэркин Оратаг Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР родился режиссер Роман Балаян.
О своей независимости и самостоятельности (и в выборе сценария, и его воплощении на экране) Балаян заявлял каждым новым фильмом еще в 1970-е годы прошлого века. Это стало его кредо: достаточно назвать такие ленты, как «Бирюк», «Полеты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Две луны, три солнца». Это кино не развлекательное, его снимал философ и великолепный рассказчик. В картинах Балаяна сосуществуют прошлое и современное, а человек пытается понять законы гармонии мира - противостоя обществу, подчиняясь ему, открывая прежде всего в самом себе бездонные глубины отчаяния, предательства, любви и надежды.

В 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение.
8 декабря 1941 года подача электроэнергии прекратилась, да так неожиданно, что десятки трамваев и троллейбусов застряли посреди улиц. Всю самую суровую блокадную зиму разбитые и засыпанные снегом вагоны навевали на ленинградцев грусть. Ольга Берггольц писала: «... у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят... Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев в каком- то другом столетии, в другой жизни". 
Какой же радостью для измученных ленинградцев стало появление на улицах первых трамваев утром 15 апреля 1942 года. Люди с удивлением и восхищением оборачивались на уже забытый звук, кричали «ура» и просили вагоновожатых... еще раз позвонить в звонок. 
В этот день вывела свой вагон на линию и Ефросинья Агапова. Этот момент она запомнила на всю жизнь: «... И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости. Многие спрашивают: «Сколько же теперь будет стоить билет?». А я тоже смеюсь и слезы вытираю от радости, говорю: «Все те же 15 копеек, дорогие мои, все те же 15 копеек». Тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда». 
Сегодня на невзрачном здании на набережной Фонтанки, у цирка, висит мемориальная доска в память о тех сотрудниках тяговой подстанции трамвайной сети, которые обеспечивали движение блокадных трамваев.

В 1949 году родилась примадонна российской эстрады Алла Пугачева.

В 1951 году в Лондоне впервые прошли выборы «Мисс Вселенная», или «Мисс Мира». Тридцать претенденток, появившихся на сцене в купальниках «бикини», которые в то время были еще неизвестны в Англии, вызвали настоящий фурор. 
Между тем пионером этого дела была Америка. Именно там впервые девушки демонстрировали себя в купальниках на выборах «Мисс Америки» в далеком 1921 году. Организаторы шоу объясняли свое требование тем, что только в купальниках можно по достоинству оценить красоту фигуры и избежать подделок. Самое же первое в истории соревнование красавиц состоялось еще в сентябре 1888 года в бельгийском курортном местечке Спа.

В 1993 году на Кузбассе родилась идея проведения Общероссийских Дней защиты от экологической опасности, инициаторами которой выступили общественные организации. По представлению Министерства природных ресурсов инициативу поддержало Правительство России, и в тот же год акция стартовала 15 апреля и прошла в 40 субъектах России. Через два года в Днях участвовали все субъекты РФ.
В 1996 году общественная инициатива была закреплена на уровне Правительства Постановлением от 11 июня 1996 года «О проведении Дней защиты от экологической опасности». Ведущей целью Дней защиты было определено укрепление взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении эффективной экологической политики.

В истории Саратова

В 1887 году городская управа Саратова подписала акт о приемке в эксплуатацию конно-железной дороги (конки).

В 1944 году в Саратове открылся областной Дом культуры трудовых резервов.

В 1986 году в Саратове проходила творческая конференция писателей Поволжья и городской литературный вечер. На конференции обсуждали вопрос, каким быть в будущем журналу «Волга».

« Вернуться к списку новостей